Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

24

La Merveille, или в русской транскрипции Ла Мервей, в переводе означает "Чудо". Строительство этого монастырского комплекса началось с приходом монахов-бенедиктинцев. В начале 11 века их община насчитывала около 50 человек, а в середине 12 века достигло своего максимума за всю историю — 60 человек. На самой вершине скалы в 1022 году началось строительство большой церкви в романском стиле, и продолжалось до 1085 года. Вершина скалы не самое удачное место для строительства огромного сооружения, которое по канонам должно быть в форме латинского креста и длиной 80 м. Для этого не было достаточно большой площадки, поэтому архитекторы приняли решение вначале построить на склонах горы три крипты, которые бы служили основанием для хора церкви и крыльям трансепта или поперечного нефа. А западную сторону строения опереть на церковь Нотр-Дам-Су-Терр. К середине 12 века церковь была закончена, ее венчала башня, ставшая причиной пожаров, не учли строители, что башня на вершине горы среди моря будет привлекать к себе молнии.

Как раз удар молнии стал причиной пожара в 1300 году, когда сгорела центральная башня. Но все по порядку… Чтобы добраться до вершины, нам предстояло преодолеть множество лестниц и восхождение начинается от этой площадки по лестнице, называемой Гран Дегре (Великий подъем). Это наружная его часть.

50

51

Вход в аббатство. Между этими двумя башенками, построенными в 1393 году, к аббатству ведет очень крутая лестница, прозванная Gouffre ("Пропасть" или "Бездна"). Здесь, кстати, нужно преобретать билет, правда об этом позаботился наш руководитель.

52

Далее восхождение продолжается все по той же Гран Дегре, только уже внутри стен аббатства.

53

Эти детали сфотографировала в минуты отдыха во время подъема.

54

55

Лестница была заполнена толпами туристов, а подниматься в толпе еще труднее. И это только май, по мнению многих, посещавших Мон-Сен-Мишель, самое благоприятное время, т.к. наплыв паломников не так велик. За июль-август этот остров принимает около 650 тыс. туристов.

56 57

Это цистерна для сбора дождевой воды. В 16 веке она примыкала к стене дома "Подаяний" или "Страннопримного", где монах раздавал милостыню нищим. В настоящее время этот дом не сохранился. 

58 59

Уже точно не помню в каком помещении запечатлела эту историю развития аббатства, но по хронологии фотографий точно перед тем, как поднялись к самой вершине. На этом фото макет острова 10 века.

60

А это 11-12 века, уже построена главная церковь на самой вершине. Вид с северной стороны.

61

Это сторона острова, обращенная к югу, но уже времен 17 века.

62

17 век с северной стороны острова.

63

Эти макеты отражают современное состояние застройки на острове, ну то есть век 20.

64

65

Ну вот, наконец-то, добрались до вершины. Говорят, сюда доходят только треть туристов, не знаю, правда это или нет, но приехав в такую даль не увидеть самого главного просто преступление. Я не имею ввиду даже эту историческую церковь, а те виды окресностей, которые открываются глазу с вершины. Но и церковь достойна внимания. Правда, после пожаров и обушений ее пришлось укоротить на три пролета, но зато появилась площадка, с которой можно сфотографировать фасад, все-таки можно немного отойти, чтобы поймать и вход и шпиль. Кстати, шпиль в современном виде вос­ста­нов­лен к 1898 году и увен­чан ста­ту­ей ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла, скульп­тор Э. Фре­мье

66

А виды обалденные, хотя туман так и не рассеивается. Да и без солнышка все такое блеклое…

67

Зато монастырские сады выглядят очень позитивненько.

68

69

70

 Вот и себя запечатлели на фоне всяких древностей.

71

72

Внутри церковь кажется больше, чем снаружи. Обилие арок придают торжественности. В огромные окна проникает много света.

73

Свод отделан деревом и напоминает днище корабля. Арки и колонны украшены лепниной и резным известняком, который добывали некогда в районе Кана.

74

Витражи не столь яркие, как в других соборах, но очень изящные.

75

Орган в южном крыле установлен к тысячелетию Мон-Сен-Мишеля в 1965 году. Изготовлен нантским мастером Бёше-Дебьер.

76

В Аббатской церкви собраны несколько ценных предметов искусства, однако, не все они принадлежали аббатству. Эти барельефы четырех евангелистов, авторов канонических евангелий, относятся к эпохе ренессанса. В информационной табличке написано, что происходят эти барельефы из монастыря Сен-Пьер в Кане. У ног каждого из евангелистов изображены апокалиптические существа — стражи четырех углов трона Господня, ставшие их символами: у Марка — крылатый лев, у Иоанна — орел, у Луки — телец, у Матфея — ангел.

77

Этот барельеф тоже из Кана, и сюжет банален — изгнание Адама и Евы из рая.

78

Крест из позолоченной бронзы работы работы Анри Беснара на престоле одной из часовен.

94

Алебастровая английская скульптура 15 века — "Распятый Христос".

95

Так как мы забрались на самую вершину, Ла Мервей начали осматривать с верхнего яруса, которым является клуатр. Немного из истории создания этой части монастыря. В 1204 году Филипп Август присоединил к Французскому королевству Нормандию, принадлежавшую с 1066 года Англии. Союзниками короля в его походе были бретонские солдаты, которые недолюбливали нормандцев (бывают такие местечковые разборки, как например, у нас не жалуют чимкентцев, а в Германии — баварцев). Так вот, в сердцах, они подожгли монастырь, в результате чего часть романского ансамбля была разрушена. Испытывая чувство вины за варварство бретонцев, Филипп Август расщедрился на реставрацию аббатства. На месте разрушенных строений в короткие сроки с 1212 по 1228 годы было построено два корпуса знаменитого Ла Мервея. Восточный корпус включал на первом этаже — зал "Подаяний", на втором — Гостевой зал и на третьем — трапезную монахов. В западном корпусе внизу была кладовая, выше — зал Рыцарей и верхний ярус занимали крытые галереи и сад клуатра. Это сооружение символизирует средневековое разделение общества на три сословия: те, кто трудится, кто воюет и кто молится. Начнем с клуатра. Расположенный между небом и землей, он является идеальным местом для молитв и размышлений. Чтобы уменьшить нагрузку на своды Рыцарского зала, архитекторы максимально облегчили строительные конструкции. Так, своды галерей сделали из деревянных панелей. Колонны, поддерживающие эти своды сделали изящно тонкими, но для большей устойчивости расположили их в шахматном порядке.

79

79а

80

Верхняя часть над колоннами сделана из мягкого Канского известняка и украшена тонкой резьбой.

81

Самое место наблюдать за вечным движением воды и размышлять о бренности жизни.

82

83

Из клуатра попадаем в третй ярус восточного корпуса, т.е. в трапезную. Это самое красивое помещение в монастыре, считается, что совместная трапеза является аналогом Тайной вечери, то есть последней трапезы ИИсуса Христа с его учениками. Из 59 окон, скрытых в аркадах боковых стен, в зал поступает мягкий и равномерный свет, поэтому монахи не только принимали здесь пищу, но и занимались рукописями и миниатюрами.

86

Это место называется кафедрой чтеца. Во время трапезы с этого места голос чтеца без усилий достигал всех уголков трапезной. Монотонное чтение придавало принятию пищи ритуальный характер богослужения.

87

84

Сиди, не сиди, ну не подают здесь теперь, хотя и сейчас в монастыре есть монахи, вернее, монахини в количестве 7 человек. Но их помещения закрыты для туристских глаз.

85

Здесь в миниатюре показано очень интересное инженерное решение с устройством кровли зала, которое позволило значительно снизить нагрузку на нижние ярусы постройки.

88

 Этот барельеф некогда красовался над входом в аббатскую церковь, но после того как построили новый фасад, он украшает рефекторий. Сюжет местный — "Сон Обера", как раз тот момент, когда Архангел Михаил своим перстом "вразумляет" непонятливого епископа.

89

Спускаемся на этаж ниже — это Гостевой зал. Сразу поражают камины, я специально сфотографировала один из них со стоящим рядом мужчиной, для масштаба. А здесь таких два. В отличие от трапезной, которая вообще не отапливалась, здесь всегда горели камины, в них жарилось и варилось угощение для знати. С 13 века по 16 век здесь гостили многие короли Франции, в том числе Святой Людовик, Филипп IV Красивый и другие.

90

Зал предназначался для приема знатных паломников. К сожалению его роскошный декор не сохранился. Но очень украшают зал изящные стрельчатые крестовые своды.

93

91

92а

Зал был оборудован с комфортом доступным средневековью. Здесь были даже туалеты, называемые латринами. Архитекторы ловко скрыли их от людского глаза между внешними контрфорсами. Так вот выглядел средневековый "ватерклозет".

96

Далее по этому узкому проходу попадаем в Крипту Толстых Столпов.

97

Помещение, мягко говоря, мрачное. Да и строилось оно не для молитв. В 1421 году по неизвестным причинам рухнули романские хоры аббатской церкви, что стоит на самой вершине. В 1446  году решили восстановить их уже в готическом стиле, а для этого было необходимо возвести надежное основание. Начали строить крипту, внутри которой были установлены мощные колонны 5 метров в обхвате. Эти 10 столпов, расположенные полукругом на небольшом расстоянии друг от друга, должны были поддерживать стены и пол хоров. Предполагается, что в помещении крипты был зал ожидания для подсудимых аббатства, так как отсюда есть дверь, ведущая в зал судебных заседаний Бель-Шез. Особых архитектурных изысков в этом помещении не предусмотрено, поэтому мы здесь долго не задержались.

98 99

Крипта Святого Мартина сохранилась в первозданном виде, ее не перестраивали с 30-40 годов 11 века. Строитлась она как основание для южного крыла аббатской церкви.

100

Дальше помещение, служившее в 12 веке оссуарием. Из-за ограниченности по площади, древнее монастырское кладбище приходилось освобождать, а скелетированные останки хранились в оссуарии. К концу 17 века аббатство пришло в упадок. Накануне Французской революции монахи покинули монастырь, революционное же правительство превратило его в тюрьму, а остров переименовали (видимо, в насмешку) в "Mont Libre" (Гора Свободы). Здесь содержались до полутора сотен заключенных, по большей части, политических противников правящих режимов Франции. Для доставки пропитания для узников в 1820 году было установлено это огромное колесо, аналог механизма, используемого в средние века при строительстве. Тележка с грузом посредством вращения колеса затаскивалась по наружному пандусу на верхние этажи. Тюрьма была ликвидирована в 1863 году после компании протестов, а в 1874 году остров был объявлен памятником. Монахи вернулись в аббатство лишь в 1966 году.

101 102

Время постройки часовни Святого Этьена относится к 12-13 векам, обычно,  здесь отпевали усопших, так как находилась она между лазаретом, который рухнул в 1818 году, и кладбищем. На западной стене сохранился фрагмент росписи 14 века. В 1978 году Общество друзей Мон-Сен-Мишеля подарило монастырю статую Скорбящей Богоматери 15 века. 

103 104

Престол создан в 1979 году. На цоколе помещены две буквы греческого алфавита "альфа" и "омега", которые согласно "Откровению" Св.Иоанна являются символами Бога: "Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец".

105

Эта лестница 11 века называется Северо-южной. Её главной особенностью является полукруглый свод, который , не следуя за подъемом ступеней, остается на одном уровне, так что в конце лестницы некоторым приходится склонить головы, если рост выше среднего. С этой лестницы есть вход в церковь Нотр-Дам-су-Терр 10 века, но для посещений она закрыта.

106 107

По этой лестнице можно подняться в помещение, названное в 19 веке Променуаром. Строилось оно и перестраивалось с 11 по 13 век. Променуар — означает "прогулочный зал", но как действительно использовалось это помещение остается загадкой.

108

В ярко подсвеченном углу променуара сохранилась часть монолитной скалы. Видимо, древние строители не смогли или не захотели стесывать камень и просто вписали его в интерьер.

109

На втором этаже западного корпуса Ла Мервея расположен зал Рыцарей. Он напоминает Гостевой зал в восточном корпусе, но его свод немного ниже и колонны помощнее. 

110

Помещение отапливалось каминами и, вероятно, здесь монахи копировали манускрипты, которые теперь хранятся в музее Авранша.

111

Мы прошли еще зал Подаяний, но в нем были установлены лотки с сувенирами. Я отвлеклась и не запечатлела его интерьер. Зато купила брошюру на русском языке о Мон-Сен-Мишеле с подробным описанием всех достопримечательностей. Но если быть честной, то я была рада, что мы, наконец, покинули эти серые каменные стены. Меня поразили не колонны с резными капителями, а те инженерные решения, которые принимали и осуществляли древние строители. Я плохо разбираюсь в архитектуре, поэтому для меня имеет большое значение, как эта романика и "пламенеющая готика" вписана в окружающую природу. А здесь, снаружи, кажется что она просто вырастает из природы и является ее рукотворным продолжением.

112

114

113

115

117

116

118

Ну вот, мы теперь спускаемся вниз по лестницам, и еще неизвестно, что труднее: подниматься или спускаться.

119

120

Церковь Жанны д'Арк, без нее, наверное, нет города во Франции.

121

Небольшая и простенькая.

122

123

В сувенирных магазинах купили футболки для внуков с видом аббатства и с рыцарями. И наконец вспомнили, что неплохо бы перекусить. Так как присесть было некуда, а стоять уже не было сил, примостились прямо в нише крепостной стены. Наша невольная соседка, услышав русскую речь, пришла в восторг. Сказала, что была в России, в Москве, Кижах, что ей очень понравилось. Ну мы так поняли, чисто по эмоциям, потому как говорила она по-французски, а наши попытки пообщаться посредством немецкого и английского не добавили понимания, но мы все-таки сумели объяснить, что мы не из России, а из Казахстана. Где это, она не знала, но вспомнила Узбекистан и Самарканд, мы согласились, что это рядом, расстались мы почти друзьямиwink. Было тепло на душе, что в Европе думают о нас, как о друзьях, а не оврагах и агрессорах.

124

Мы покинули пределы аббатства. При близком рассмотрении, скалы оказались не совсем голыми, а даже цветущими.

125

Эта босоногая ватага школьников приготовилась к походу по морскому дну

126

Наконец-то я увидела позолоченную фигурку Архангела Михаила на шпиле.

128

А любителей гулять по грязи оказалось немало, причем не только детей. 

129

Все-таки весь комплекс производит незабываемое впечатление. Жалко было уходить не увидев, как прибывает море, как выглядит замок при закате. Как будто мы чего-то еще не увидели и уже не увидим. Странное чувство…

130

Уходили и оглядывались, фотографировали. А по другой стороне моста шли новые толпы туристов на встречу с историей и красотой. 

131

А этот местный житель внимательно следит или просто позирует.

132

Эту фотографию прислали из "Russia Travels" на память.

1б

Дальше опять дорога и новые впечатления.

 Комментируй


  •  Kettik.kz ( 0 )

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)


Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи