Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

Печь для обжига

Когда я в заметке про Исторический Обзор писал, что почти ничего не сохранилось и все музеи закрыты, я немного покривил душой. Совершенно случайно в здании аквапарка был обнаружен мизерный музейчик, посвященный одной единственной археологической находке, которую к тому же довольно сложно перенести в какой-то другой музей, проще построить музей вокруг достопримечательности — Античная печь для обжига кирпича.

С другой стороны аквапарк находится уже за городом, а печь больше относится к позднеримской крепости, которая находится ближе к деревне Бяла, чем к Обзору.

Ну и теперь о самом музейчике.

Уж не знаю, кому в голову пришло сделать аквапарк с бассейнами прямо над археологической ценностью, но вот так. На стилизованной под старину вывеске написано на английском и болгарском языках: Античная печь, VI век н.э.

Музей


Внутри почти всю площадь небольшого помещения занимает сама печь. А вот печь при этом достаточно большая.

Называется это сооружение: Печь на мысе Святого Ивана.(как выяснилось при внимательном изучении информации на стендах — печь осталась, а мыс — исчез)

Печь для обжига

Что она предназначена для обжига кирпича или керамики — я узнал уже читая надписи. Кстати в самой римской крепости в Бяле есть очень похожая, правда более разваленная.

Печь для обжига

Печь для обжига

Печь для обжига


Немного с другого ракурса.

Печь для обжига

Поближе можно рассмотреть остатки кладки, или как написано ниже — керамические стены.

Археология

Древняя кладка


На картинке рядом — план этой самой печи. План очень несложный: 1. Портал печи. 2. Пол печи. 3. Керамические стены.

План печи


Несколько фотографий с раскопок. Раскопанная печь для строительной керамики.

Археологические раскопки


Вход в камеру сгорания печи.

Археологические раскопки


Решетка для обжига строительной керамики.

Археология


Не очень качественная фотография, или в данном случае репродукция репродукции.

Производство строительной керамики на мысе Святого Ивана в Античности. Художник Дея Валчева (реальный художник из Софии).

Археология

Печь для строительной керамики на мысе Святого Ивана (VI в. от рождества Христова) (перевод с английского)

Производство керамики возможно является одной из самых ранних человеческих профессий. Следовательно совсем не случайно, что керамические сосуды, использовавшиеся в основном для повседневных нужд, а также и строительная керамика, выставляются среди экспозиций почти всех музеев.

Осенью 2011 года на берегу в южной части залива Святого Атанаса близко к несуществующему ныне мысу Святого Ивана была раскопана печь для строительной керамики (в основном для кирпичей и черепицы). Печь датирована VI (или начало VII) века нашей эры.

В состоянии хорошей сохранности были вход в топку, перфорированная полка для обжига керамики, и части стен печи. Печи такого типа с вертикальным движением воздуха были типичны для подобных построек на территориях, которые были Римскими провинциями и позднее Византийской империей.

Археологические тестовые траншеи показывают, что на этой территории были и другие подобные печи, которые ныне разрушены или находятся под современными зданиями. Следовательно, можно сделать заключение, что в данной местности строительная керамика производилась в больших объемах.

Главная причина выбора этой местности была в том, что здесь была доступна подходящая глина и река рядом несла пресную воду. Продукция печей в основном использовалась для постройки фортификаций и других зданий в окрестных городах и поселениях. Все это транспортировалось по суше и по морю, с небольшого пирса, в непосредственной близости от керамического центра.


Ну и в витринах кое-какие черепки. 

Написано: Фракийский культовый центр. (VI-I в. до рождества Христова). Мыс Св. Атанас.

Керамика

Керамика


Дальше речь пойдет о позднеримской крепости в деревне Бяла на мысе Св. Атанаса. Я точно гарантирую, что напишу несколько подробных обзоров об этой крепости отдельно. А здесь будет только то, что развешано на стендах в музее.

Это реальная фотография мыса Св. Атанаса, сделанная мной, прямо от входа в музейчик с печью. Вот на самом кончине носа (как по-болгарски звучит слово "мыс") находится крепость, о которой дальше пойдет речь.

Мыс Святого Атанаса

Это вид сверху — уже переснятый со стенда. Нос Свети Атанас

Мыс Святого Атанаса

Болгарское среднее побережье Черного моря в период поздней античности (перевод с английского)

Регион между рекой Камчия и мысом Эмине было определено как Болгарское среднее черноморское побережье. В течении IV — раннего VII веков нашей эры, эти земли принадлежали ранневизантийским провинциям Мёзия Вторая (Moseia Secunda) и Гемимонт (Haemimontus). Вдоль береговой линии и внутри страны были расположены крепости, порты, рынки и многочисленные небольшие поселения. Некоторые из них были частично раскопаны: Эрите, укрепленное место в устье реки Камчия, крепость рядом с деревней Шкорпиловци, укрепленный город Обзор.

За несколько последних лет, значительная часть укрепленного города и порта находящегося на мысе Св. Атанаса хорошо раскопана и изучена. Исследования показали наличие в этом месте несколько слоев, относящихся к разным историческим периодам. От Классической до Поздней Эллинистической эпохи (VI-I вв до н. э.) тут установлено нахождение фракийского культового центра, а с Римским периодом (I-III вв н. э.) связаны остатки святилища мифического героя Геракла. Наиболее глубого были исследованы позднеантичные слои (конец IV в — начало VII в н. э.).

В течении археологических раскопок 2009-2013 гг на мысе были тщательно раскопаны и исследованы: большой раннехристианский комплекс, общественные бани и дюжины домов, мастерские, винодельни и несколько печей для обжига керамики, производившие сосуды для повседневного использования. Также частично исследованы несколько секторов крепостных стен, а также некоторые другие сооружения. Линия фортификаций состояла из каменной стены со рвом перед ней. Стена была длиной около 250 метров и защищала площадь более 3,5 гектара (35 декар или соток). Так же были приобретены важные данные об улицах, водоснабжении и системе канализации.

Построенная в конце IV века, крепость перенесла несколько природных катаклизмов и нашествий варваров, но всегда восстанавливалась. Город был окончательно сожжен и заброшен в 614 году нашей эры во время аварского и славянского нашествий.


Западное побережье Черного моря в позднеантичный период.

После упадка и распада Римской империи, ее Восточная часть, более известная под названием Византий, стала одной из мощнейших мировых империй более чем на 10 веков. На короткие или длинные периоды времени она распространяла свое влияние на три континента. Являясь наследником Древнегреческой и Римской военной, политической и культурной традиции в античности, Византийская империя может считаться основой и главным распространителем новой религии — Христианства.

В период Большой Греческой колонизации, множество колониальных городов-государств было основано на Западном побережье Черного моря. В дальнейшем уже эти города в свою очередь, основывали новые города и поселения.

В течении IV-VI вв. н. э. самыми важными прибрежными городами этого региона, начиная с дельты Дуная и до самой столицы Империи Константинополя (Стамбул) были: Новиодунум (Исакча), Аегиссус (Тулча), Гистрия (Истрия), Томис (Констанца), Каллатис (Мангалия), Акре (Калиакра), Бизоне (Каварна), Дионисополис (Балчик), Одессос (Варна), Марсианополис (Девня), Месамбрия (Нессебр), Аполония (Созополь), Салмидессус (Мидия).

Также там было множество менее значимых крепостей и поселений. В зависимости от их местоположения, была ли у них удобная бухта или находились ли они в устье реки, такие города развивались в производстве, торговле, военном деле, как административные или религиозные центры.

Пара карт этого самого Болгарского среднего черноморского побережья античного периода.

Карта античных поселений

Карта античных поселений


Позднеантичная крепость и маленький портовый город

Принимая во внимание местоположение крепости на мысе Святого Атанаса, прикрывающей и защищающей маленькую бухту, можно предположить, что тут был маленький портовый городок.

Мощеная плитняком улица начинается от середины крепостной стены, где возможно были расположены главные ворота. Наиболее вероятно, что это была "Центральная улица" или мессе, типичная для всех позднеантичных городов. Это было по факту главным путем через город,где были сконцентрированы различные мастерские и коммерческие здания, трактиры и постоялые дома для путешественников. Помимо производственных, коммерческих и транспортных функций, мессе была важной "социальной" улицей. Это был маршрут всех официальных процесский, которые неизменно начинались или заканчивались у главного христианского храма — базилики.

Производство и коммерция

Значительное число архитектурных строений открытых в крепости на мысе Святого Атанаса, могут рассматриваться как "эргастерий". Этим термином в течении всего Византийского периода обозначали любое здание, которое имело следы ремесленного производства и торговли. 

Открытие трех виноделен показывает, что выращивание винограда и производство вина было среди основных занятий жителей города и его окрестностей.

Более тридцати каменных зданий в крепости вместе с внешними постройками вокруг них (деревянные загоны, подземные ячейки и т. д.) были раскопаны. Эти здания служили для различных нужд: основная масса для жилья, но так же и как мастерские, склады, магазины и т. д.

Это план мыса и древнего города на нем. Позднеантичная крепость на мысе Святого Атанаса.

1. Раннехристианский комплекс / Священная зона
2. Промышленная зона
3. Коммерческая зона
4. Поселение
5. Труба водоснабжения (на рисунке нет)
6. Центральная улица
7. Крепостная стена.

Мыс Святого Атанаса


Раннехристанский комплекс на мысе Святого Атанаса (перевод с английского)

В IV — начале VII веках нашей эры на мысе Святого Атанаса функционировал раннехристианский комплекс, который содержал базилику, купели-крестильни, жилые дома основных жрецов, здание для хранения даров и колодец — источник святой воды.

Базилика имела три нефа, одну апсиду, и притвор. Три нефа были разделены между собой колоннами с коринфскими капителями. Алтарное пространство было украшено и обставлено мраморными изделиями из высококачественного мрамора: ограждающие плиты алтаря, стойки и полуколонны, основа и стойки балдахина-кивория и т. д. В центре на специальном постаменте установлен сам престол-алтарь.

На начальном этапе функционирования базилики, в северной части притвора была построена купель-крестилья (баптистерий). В следующие года она была трансформирована в часовню.

После середины V века нашей эры, когда крестильня в базилике более не действовала, она была зменена другой, которая расположилась в самой восточной комнате трехкомнатного здания к северу от церкви. Крестильный источник в новой крестильне имел два этапа при строительстве и использовании. В том же здании была расположена комната ожидания (katehoumenoi), использовавшаяся перед ритуалом крещения.

Баптистерий в базилике использовался в ранние годы распространения христианства в основном для крещения взрослых и преклонного возраста людей. В более позднем втором баптистерие тот же ритуал проводился чаще для новорожденных и маленьких детей.

К югу от базилики было возведено большое двухэтажное жилое здание для главных жрецов региона (хора-епископа).

Всего в нескольких метрах от входа построено большое одноэтажное здание, которое возможно служило как Skeuophylakion — место для хранения церковной утвари, а так же возможно для принятия и хранения даров и подношений епископу и церкви. К северо-востоку от церкви выкопан колодец, который служил скорее всего источником святой воды — агиасмон (hagiasmon).

План старой церкви

1. Алтарное пространство (бема, презвитериум — bema, presbytery)
2. Центральный зал (неф или наос — nave)
3. Боковые нефы (кораби — aisles)
4. Притвор (narthex)
5. Алтарное пространство (chancel)
6. Алтарный стол (Mensa Sacra, Hagia Trapeza)
7. Навес (балдахин) над алтарем (киворий — ciborium)
8. Трон епископа (престол — cathedra)
9. Встроенные скамьи для священников (синтрон — synthronon)
10. Крестильня (baptisterium)
11. Комната ожидания перед крестильней (катехуменион — catechumenion)
12. Купель (Piscina)
13. Колодец — источник святой воды (болг. аязмо — hagiasmon)
14. Дом епископа
15. Здание для хранения церковных подношений (скевофилакион — sceuophylakion)
16. Часовня


На картинке Золотой епископский перстень VI в н. э.

Золотой перстень

Золотой реликварий V-VI в н. э. найденный в раннехристианской церкви недалеко от Одессоса (Варны)

Золотой ларец

Изображение святого, наиболее вероятно Иисуса Христа — фреска из баптистерия в раннехристианской базилики на мысе Св. Атанаса.

Древняя фреска

Алтарь.

Алтарь

Ну и на этом пока все. О крепости я подробно напишу позже.

 Комментируй


  •  Kettik.kz ( 0 )

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)


Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи