Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

Это статья из большого географического альманаха «Земля и люди» за 1974 год.

Д. Чумичев

Полоса земель, которую пересекает эта автомагистраль, занимает северные подножия Небесных гор, Тянь-Шаня. С южной стороны тянутся хребты Заилийский и Киргизский, а с северной простираются песчаные и каменистые пустыни. Приподнятая по сравнению с пустынями, хорошо орошаемая, с прекрасными почвами, полоса эта заселялась с древнейших времен. И это неудивительно. Ведь здесь пролегала трасса одного из основных гужевых трактов Туркестана.

Этот тракт был технически несовершенен. По нему перегоняли скот в Сибирь, в Ташкент, и в тех же направлениях ходили многочисленные верблюжьи караваны. Только после победы Октября транспортная проблема Средней Азии и Казахстана начала по-настоящему решаться. Здесь появились все виды современных средств сообщения. Одну из ведущих ролей стал играть автотранспорт. Ныне ему принадлежит второе место по грузообороту на дальних расстояниях и первое на ближних. Он стал главным в сообщении между городами, между станцией и предприятием, между полем и элеватором. За годы Советской власти в Средней Азии и Казахстане проложены тысячи километров автомобильных дорог.

Трасса Алматы-Бишкек

Одна из них — широкое шоссе Алма-Ата — Фрунзе — Джамбул — Чикмент — Ташкент протяжением 813 км сооружено в 1959 г. Ныне по нему нескончаемым потоком идут машины, везущие цемент, лес, панели, овощи, фрукты, идут легковые автомобили и комфортабельные автобусы. Для знакомства с этой автомагистралью совершим по ней поездку на автобусе-экспрессе.

Она начинается в столице Казахстана Алма-Ате — городе широких, простроченных в шахматном порядке улиц, просторных парков, больших, разнообразной архитектуры домов, сотен промышленных предприятий, десятка вузов, Академии наук, вместительных библиотек, музыкальных и драматических театров, музеев, стадионов…

От Алма-Аты до Фрунзе по шоссе почти 250 км, а если по железной дороге — вдвое больше. Автомагистраль протягивается по нижнему поясу Заилийского Алатау и пересекает множество стекающих с него речек, притоков Или. Хребет высится рядом, величественный, но не подавляющий, весь на виду в поясном своем великолепии: от ксерофитных степей через леса и альпийские луга к слепящим скатертям снегов. Частые селения у речек, вернее, сады с утонувшими в них домами перемежаются полями хлебов, сахарной свеклы, табака. В стороне от шоссе расположено село Джамбул — родина мудрейшего песнопевца казахов Джамбула Джабаева. В селении находятся Мемориальный музей и мавзолей акына. Дальше за селом пологий подъем ведет к Курдайскому перевалу, лишенному растительности и почти без селений. Дмитрию Фурманову он представился особенно неприветливым: «Зимой… к Курдаю лучше не приступаться… страшатся его даже привычные возницы киргизы». Нынешнему пассажиру эти слова покажутся вроде гомеровского эпоса — ведь его экспресс перемахивает Чу-Илийские горы с чуть заметным перевалом, почти не снижая скорости. За перевалом, на берегу Чу — последний большой поселок Казахстана Георгиевка, и далее 20 км уже по Киргизии до ее столицы Фрунзе. Этот город меньше Алма-Аты, но очень сходен с ней по расположению. Столица Киргизии раскинулась на высотах 700-900 м, у подножия Киргизского хребта. Город зеленый, хорошо спланированный, с множеством промышленных предприятий, вузов, научных институтов, библиотек, театров и других учреждений, типичных для столицы.

Карта автодороги

Из Фрунзе шоссе идет строго на запад. С левой стороны на протяжении добрых 250 км перед глазами тянется массивный Киргизский хребет с зелеными склонами и слепящими на солнце вершинами; самая высокая — Западный Аламедин (4875 м) — как раз напротив Фрунзе. Экспресс мчится по Чуйскому оазису, орошаемому речками, стекающими с Киргизского хребта, и Большим Чуйским каналом, который протягивается параллельно дороге. Картины мелькают, как на экране, глаз привыкает к наплывающим полям с четкими рядами сахарной свеклы или квадратами пшеницы, к белым домам селений, подчас лишь угадываемым за зеленью садов и пирамидальных тополей, к трубам сахарных заводов, которые часто попадаются на пути до границы с Казахстаном… И это понятно: ведь посевы сахарной свеклы и производство сахара есть в Средней Азии только в этой долине. В этих местах у села Калининское влево, вползая на Киргизский хребет, уходит блестящая лента нового автотракта Фрунзе — Ош, вдвое сократившего путь из Северной в Южную Киргизию. Уплывают последние кадры Чуйского оазиса Киргизии, и мы въезжаем на землю Южного Казахстана. До первого здесь Талас-Ассийского оазиса еще более 200 км. В этих местах уже не так часты селения. Они встречаются лишь у редких притоков Чу да у ручьев, иссякающих у подножия невысокого здесь Киргизского хребта. Справа тянется — сначала вдалеке, а вблизи Джамбула у самой дороги — полоса песчаных бугров пустыни Муюнкум. И мрачноватость хребта, и пустыня, и малолюдность, и курганы — все настраивает на мысли о чем-то далеком, забытом. И в самом деле, у археологов эта дорога зовется «дорогой памятников».

Раскопки Ашпары, Мерке, Луговое и другие рассказывают о расцвете и гибели династий, о торговых путях и о других событиях давно минувших времен. А вот и сам город Джамбул — словно зеленое крес-ло, поставленное в пустыне. Это довольно большой, важный в экономическом и научном отношении центр с крупными заводами минеральных удобрений и двумя вузами.

До следующего города, Чимкента, 170 км. На пути туда Киргизский хребет отступил от шоссе, зато к магистрали придвинулся край мощного Таласского с вершиной Манас (4482 м), видимой отовсюду. Горы справа и слева. Мы на водоразделе и одновременно в седловине с высотами до 1000 м. Речки стекают в двух направлениях: навстречу — притоки Ассы, в противоположную сторону — притоки Арыси. Хребет Каратау, уходящий на северо-запад, — его мы видим на небольшом отрезке — низкий, оголенный. Но как богат! Например, по запасам фосфоритов он занимает в нашей стране второе место после Хибин. Хребет Угамский, тоже хорошо видимый из автобуса, наоборот, высок, зелен и красив. На его склонах и отчасти склонах Таласского хребта создан Аксу-Джабаглинский заповедник — один из хранителей девственной природы гор Средней Азии.

Подножия гор в свою очередь места замечательные. Их относительно мягкий климат (осадков свыше 400 мм), обилие вод, плодородные почвы оценили еще первые переселенцы, распахав неоглядные пространства земель. Вот и сейчас автобус на водоразделах как бы плывет в пшеничных полях, а в долинах погружается в зеленую пучину садов, виноградников, табачных плантаций. И мелькают мимо помолодевшие старинные села Головачевка, Бурное, Ванновка, Белые Воды.

Вскоре экспресс въезжает на улицы — аллеи Чимкента, большого областного города, одного из крупных промышленных и культурных центров на юге Казахстана. Из этих мест до Ташкента всего 115 км. Дорога бежит по слабовсхолмленной равнине с пустынной растительностью, лишь кое-где попадаются посевы хлопчатника. На водоразделах видны отары пасущихся каракульских овец.

Ташкент на пространстве южнее Урала среди множества городов выглядит гигантом. После 1966 г. город, пострадавший от землетрясения, отстраивала вся страна, сделав его прочным, благоустроенным и нарядным. У Ташкента много разнообразных путей-связей с миром, а среди них и завершенная 15 лет назад автомагистраль, с которой мы и познакомились.

 Комментируй


  •  Kettik.kz ( 0 )

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)


Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи