Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

Начнем как обычно с короткого описания крепости.

Археологический участок на мысе Святого Афанасия имеет несколько слоев разных исторических периодов (VI в до н. э. — VII в. н. э.). В частности был найден Фракийский Культовый центр (VI в. до н. э. — I в н.э.) и святилище мифического героя и полубога Геракла (II-III вв. н.э.). Крепость, расположенную над заливом, можно рассматривать как маленький портовый город.

Линия укреплений состоит из крепостной стены, построенной из камня и рва перед ней. Обнаружение трех виноделен показывает, что производство вина и культивирование винограда было одним из основных занятий жителей крепости и ее окрестностей. Более тридцати каменных зданий были откопаны вместе с наружными пристройками: деревянными навесами, внешними подвалами и т. д.

Карту я перевернул против часовой стрелки на 90 градусов. чтобы она получше здесь смотрелась.

Карта поселка Бяла

Здания имели различное назначение: большинство для жилья, но также служили мастерскими, складами и магазинами. Раннехристианский комплекс состоял из базилики, резиденции главного жреца, крестилен, хранилища для пожертвований и источника святой воды. Среди множества находок внутри был золотой перстень.

Укрепленный порт пережил несколько природных катаклизмов и нашествий варваров, но после снова и снова восстанавливался. Он был окончательно сожжен дотла и заброшен во время Аварско-Славянского нашествия в 614 году н. э.

После того как открыли этот комплекс для туристов в 2013-м году, естественно, так как была раскопана и церковь, все здесь было освящено.

Освящение раннехристианского комплекса

Теперь перейдем к описанию самого раннехристианского центра. Эта фотография так же с инфостенда.

Раннехристианский комплекс

А это уже моя фотография.

Раннехристианский комплекс

Постройка и развитие Раннехристианского комплекса

Сначала картинки с инфостенда с планами этапов развития данного комплекса

Это обо всем комплексе.

Верхний рисунок — первый и второй этап постройки: IV — начало VI века нашей эры.

Нижний рисунок — третий этап постройки: VI — начало VII века нашей эры.

Тут еще как-то можно найти различия.

Раннехристианский комплекс

А вот этапы постройки самой базилики — основы всего комплекса. Тут вообще похоже на задания из детских журналов «найди 10 отличий».

Базилика

Раннехристианский комплекс состоял из базилики, крестильни, жилища главного священника, здания для хранения даров для церкви и колодца / источника святой воды.

Базилика имела три нефа, одну апсиду и входное помещение / придел. Нефы были разделены между собой рядами колонн с Коринфскими капителями.

Вот так видны все три нефа, если применить некоторое воображение.

Реконструкция базилики

Вот сохранившиеся элементы данных разделяющих нефы колоннад.

Колоннада
Основание колонн
Остатки колонны

Вот здесь что-то под стеклом, наверное настоящий древний пол церкви, потому что тот по которому мы ходим — явно свежий.

Древние половые покрытия

Все элементы алтаря были выполнены из высококачественного мрамора: плиты ограждения алтаря, ножки и колонны, опоры балдахина / цибория и т. д. В центре на специальном фундаменте стоял сам стол-алтарь.

Фотографию алтаря я здесь приведу, но подробно о нем поговорим позже.

Алтарь

На начальном этапе функционирования базилики в северной части придела был построен баптистерий (крестильня). В течение второго этапа это пространство было преобразовано в часовню.

После того, как баптистерий в церкви перестал функционировать, он был заменен другим, расположенном в самой восточной комнате трехкомнатного здания, построенного к северу от здания церкви. Крестильная купель в новом баптистерии имела два этапа постройки и функционирования. В этом же здании была расположена комната ожидания / катехуменион, использовавшаяся перед тем, как проводился ритуал крещения.

Про обе крестильни мы поговорим позже и отдельно. А тут будет фотография с миниатюры, которая подробно описывалась в прошлых заметках.

Крестильня

Баптистерий в базилике использовался в первые годы принятия христианства, в основном для пожилых людей. В более позднем баптистерии, расположенном к северу от церкви, тот же ритуал проводился в основном для новорожденных и маленьких детей.

К югу от базилики был возведен большой двухэтажный жилой дом главного священника региона / хора-епископа.

В нескольких метрах от входа в церковь находилось одноэтажное здание, которое служило, возможно, стейфилакионом / хранилищем для пожертвований церкви, а также местом для их доставки.

К северо-востоку от базилики был вырыт колодец, который служил источником священной воды / агиосмона.

Раннехристианский комплекс

Теперь более подробно об устройстве комплекса. Я поделю список на общие к комплексу и то, что относится к алтарю.

Раннехристианский комплекс

2. Центральный зал (неф)
3. Боковые проходы (боковые нефы)
4. Входное помещение (Нартекс — придел)

10. Баптистерий (Крестильня)
11. Зал ожидания в баптистерии (Катехуменион)
12. Крестильная купель (Писцина)
13. Колодец / Священный источник воды (Агиасмон)
14. Жилой дом епископа
15. Складское помещение для церковных пожертвований (скевофилакион)
16. Часовня

Алтарь

1. Алтарь (Бема; Пресвитерия)

Пресвитерия


5. Алтарное отделение (алтарная ширма или занавес)
6. Алтарный стол (Mensa Sacra, Hagia Trapeza)
7. Навес над алтарным столом (Сибориум)
8. Епископский престол (Кафедра)
9. Встроенные скамейки для священников (Синтрон)

Теперь как раз можно показать реальные фотографии алтаря.

Ограждение алтарного отделения
Алтарный стол
Синтрон
Кафедра

Место епископа конечно залито бетоном явно для того, чтобы туристы могли там фотографироваться без ущерба для истории.

На епископском троне

В 311 г. н.э. римские императоры Константин Великий (305–337) и Лициний (311–324) издали в Сердике (София) указ о религиозной терпимости по отношению к христианам, которых преследовали ранее. Подобный и самый известный эдикт был издан в 313 году нашей эры в Милане, что еще раз подтвердило их права. Вскоре были построены первые христианские церковные здания. В раннехристианский период (IV-VI вв. н. э.) наиболее распространенным типом церковного здания во всей позднеримской империи была базилика.

Здесь я размещу фотографии панорамы, которая реконструирует какой-то церковный праздник в тот период.

Панорама
Панорама

Ну и части этой панорамы, чтобы рассмотреть — она огромная и очень качественно сделана.

Церковный праздник
Церковный праздник
Церковный праздник
Церковный праздник
Церковный праздник

Базилика имела прямоугольную планировку с ориентацией на запад и восток. Здание было разделено по длине колоннадами, как правило, на три секции: один центральный неф и два боковых нефа, которых может быть больше, но в целом нефов всегда нечетное количество. В базилике, располагаемой с запада на восток, было три четких функциональных зоны, каждая из которых имела определенную структуру и обстановку, которые были связаны с литургическими практиками и богослужением. Они заключаются в следующем: алтарная зона, которая отделена от другого церковного пространства специальным алтарным занавесом или экраном и имела большую полукруглую нишу (апсиду) в восточной стене, где располагался алтарный стол; центральный зал (неф), где собирались верующие; вестибюль (нартлекс или придел). В некоторых важных церквях, где епископ совершал богослужение, в апсиде построены скамьи (синтронон) для других священников и престол для епископа в центре.

Это сама базилика, как она выглядит сейчас.

Базилика

Здесь за алтарем восстановлена часть апсиды

Апсида

Это часть являлась приделом — вестибюлем.

Придел

На переднем плане отгорожена часть, которая в поздние времена являлась часовней, а в ранние использовалась, как баптистерий.

Очень важной частью церковного комплекса был баптистерий с крестильной купелью внутри. Данный отдел базилики имел особую структуру и обстановку, которые были связаны с литургическими практиками богослужения.

Поподробнее про Баптистерий № 1

Баптистерий №1 был построен вместе с базиликой в северной половине притвора. Тонкое дно крестильного бассейна до сих пор сохранилось и имеет ступени на Восток и на Запад. Первоначально баптистерий был соединен с северным приделом храма у входа.

Так он выглядел сразу после раскопок

Крестильня

А так он выглядит в реконструированном варианте

Баптистерий №1

Стены баптистерия №1 были богато украшены росписями и надписями, сделанными в сухой технике / секо. Частично сохранилась изображение головы святого (возможно Иисуса Христа). Два других фрагмента содержат части надписей на латинице: HIE[S]US (или HRE[S]US) и MARI[A].

Фреска
Надписи

Их оригиналы можно увидеть в музее Бялы, так же как и артефакты из предыдущих статей.

Расположение и стратиграфические данные позволяют предположить, что баптистерий №1 был построен в конце IV в. н. э. и использовался до середины V в. н. э. Наиболее вероятно, что в начале VI в. н. э. пространство в северной части придела было преобразовано в часовню.

О еще одном артефакте из крепости нельзя не упомянуть — золотом епископском перстне, найденном тут же. Здесь я покажу где он был найден, а описание его приведу в статье про музей. Но оригинал кольца мы не увидим ни здесь, ни там.

Только фотографию

Перстень епископа

Найден он был у порога епископского дома.

Место находки кольца
Развалины епископского дома

Теперь о Баптистерии № 2

После середины V в. н. э., баптистерий №1 в притворе базилики перестал использоваться по назначению, а другой — баптистерий №2 — был построен в отдельном здании расположенном к северу от церкви и имел три комнаты.

Баптистерий № 2

Внутри были обнаружены две крестильных купели, расположенных одна над другой и использовавшихся в разные периоды времени: A (ранний) и B (поздний)

Крестильня №2: B (поздний) после раскопок в 2010 году

Раскопки

Крестильный источник №2: В имеет крестообразную форму с циллиндрическим резервуаром в центре с двумя ступеньками с каждой стороны креста. Крестильная купель перестраивалась несколько раз, и в последнем варианте имела много меньшие размеры. Конечный вариант датирован серединой VI-началом VII в. н.э.

Крестильня №2: A (ранний) после раскопок в 2012 году

Раскопки

Крестильный источник №2: A также имел крестообразную форму и был построен из кирпичей, скрепленных раствором. Его резервуар был такой же формы как и в купели №1, но имел ориентацию в направлении Север. Эта постройка датирована поздним V – серединой VI вв. н. э.

После реконструкции сама купель выглядит так

Крестильная купель
Крестильная купель

Комната ожидания или катехуменион

Крестильня №2 и комната ожидания (катехуменион) — реконструированный план

Крестильня № 2 с комнатой ожидания

Крестильная №2 и комната ожидания в течение раскопок в 2010 году

Раскопки

Таинство крещения было одним из важнейших ритуалов в Раннехристианской церкви. Очень часто баптистерии имели дополнительную комнату / катехуменион, где люди ожидали перед процессом. В это время, «катехумен» было именем применяемым к человеку, кто еще не принял таинство крещения, но готовится к этому.

Крещение в больших масштабах проводилось только в определенные дни: 6-го января (Эпифаний — Богоявление), после весеннего равноденствия, в Великую субботы и на Пасху.

На 40-ой день после рождения ребенка по молитве священника проводился ритуал введения в церковь. Этот обряд превращал маленького человека в «Посвященного Христанина» или прозелита. По прошествии нескольких лет, обычно трех, проводилось второе посвящение. Затем, в течении 40 дней, проводились все подготовления к ритуалу: соблюдение поста, посещение литургий, беседы со священником и т. д.

Катехуменион

Ну и на этом все. Будет еще одна статья про историю и археологию, но на этот раз о музее города Бялы.

 Комментируй


  •  Kettik.kz ( 0 )

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)


Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи