Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

Рыцарский зал

"В греческом зале, в греческом зале…" — эту фразу из монолога Аркадия Райкина помнят многие (ну из тех кто вообще помнит монологи Райкина). Но почему-то греческий зал для меня никогда не был самым знаменитым залом Эрмитажа. Самым известным для меня и многих других являлся Рыцарский зал — именно он был одним из самых интересных и притягательных мест Государственного Эрмитажа в Питере, или как при Райкине говорили — в Ленинграде. Столько разнообразного и интересного холодного оружия в одном месте редко где увидишь.

В руки мне попался набор открыток "Эрмитаж. Рыцарский зал", выпущенный изокомбинатом "Художник РСФСР" в Ленинграде в 1985-м году. Комплект содержит 15 черно-белых фотографий. Все это обернуто в картонную обложку. На обложке текст за авторством Ю. Миллера. С него и начнем.

… В тяжелых стальных доспехах, крепко сжимая мечи и опустив забрала шлемов, они точно на мгновение остановились, готовые вновь тронуть своих боевых коней навстречу опасностям и сражениям. Эта величественная картина кавалькады блестящих всадников открывается взору в Рьцарском зале Государственного Эрмитажа, вводя нас в удивительный мир романтики и поэзии.

Фотография обложки

Рыцарский зал

Действительно, разве не о шумных, наполненных яркими красками, движением и драматизмом рыцарских турнирах, описанных Вальтером Скоттом, напоминает мощный доспех конца XV — начала XVI веков? Судьбу поединка в ту отдаленную пору обычно решал удачный удар копьем, выбивавший противника из седла. Поэтому так массивны латы, которыми прикрыты плечи и грудь всадника, а в шлеме, образно названном „жабьей головой“, оставлена лишь узкая прорезь для глаз. Рядом с таким доспехом выглядит всего лишь нарядной игрушкой парадный меч конца XVI века, сделанный в Италии. Его эфес слишком причудлив для боевого оружия, а украшения из перламутра, серебра и драгоценных камней кажутся хрупкими. Такой меч, скорее всего, носили в особо торжественных случаях — во время победного шествия или при возведении в рыцарское достоинство.

Фотография обложки

Гравюра рыцарский турнир

Шли столетия… По мере развития военного дела постепенно видоизменялось и вооружение. И вот уже — меткий выстрел из кремневого пистолета или молниеносное движение тонкого, упругого клинка шпаги завершают одну из бесчисленных горячих схваток времен отважных мушкетеров — героев А. Дюма.

Стремление к улучшению боевых качеств всегда сочеталось с заботой об украшении оружия. Грозная фигура конного рыцаря во главе кавалькады примечательна и совершенством брони, и её необычайно сложным резным узором. Широко применяя позолоту, воронение, чеканку, резьбу и другие приемы, оружейники Италии и Испании, Франции и Германии соперничали друг с другом в создании вещей, и сейчас поражающих мастерством исполнения и художественным вкусом. Таков, например, рыцарский доспех, вышедший из мастерской Ганса Рабайлера в Инсбруке (Австрия) между 1510 и 1515 годами. Можно лишь удивляться тому, с каким необычайным искусством мастер сумел передать в твердом металле фактуру мягкой ткани и покрой модного тогда одеяния, не забывая об основной функции доспеха.

Итальянский же собрат Рабайлера примерно через полвека уже иначе решил свою задачу. Изготовленный им полу-доспех, каску и щит он покрыл сплошной позолотой, а по ней затем вырезал изображения воинских атрибутов. Приблизительно в то же время знаменитые мастера Аугсбурга в Германии выковали золоченый с рельефными сценами щит-„рондаш“, а испанские — своеобразный по форме шлем „салад“ из гладкой полированной стали с бронзовыми накладками.

Превосходно исполнение всех этих вещей, но и на их фоне заметно выделяется кинжал итальянской работы конца XVI века. Он вполне приспособлен для боя — его клинок отличной ковки массивен и закален, рукоять удобна. Создавая оружие, одинаково пригодное для защиты и нападения, мастер вдохнул в него частицу высочайшего искусства. Исключительно тонкий орнамент золотой насечкой лег на клинок, оправу украсили вычеканенные из серебра античные герои, а редкий по рисунку кусок агата на рукояти завершил эту гармонию форм и пропорций.

Большинство предметов оружия, составляющих богатство Рыцарского зала, не только законченные выдающиеся произведения искусства. Каждый из них имеет свою судьбу, свою историю, порой необыкновенно увлекательную и интересную, часто ясную и четкую, а иногда — загадочную и еще не прочитанную. Языком знаков и подписей, подчас с трудом различаемых, оружие рассказывает о своих владельцах — рыцарях и полководцах, королях и принцах, но главное о своих создателях, прославленных мастерах, чьи выдающиеся творения, пройдя столетия, остаются ярчайшим проявлением художественного гения.

Еще одна маленькая картинка с обложки.

Рыцарь


Теперь непосредственно перейдем к открыткам

Общий вид рыцарского зала.

Рыцарский зал


Группа конных рыцарей. XVI в.

Рыцарский зал


Доспехи и холодное оружие. XV-XVI вв.

Доспехи и оружие


Доспех. XVI в. Германия

Полный доспех


Доспех для состязаний на конях. XV-XVI вв. Германия

Полный доспех


Щит "рондаш". XVI в. Германия

Щит рондаш


Полудоспех. XVI в. Италия

Полудоспех


Наруч (прикрытие руки) от доспеха короля Филиппа II. XVI в. Италия

Наруч


Церемониальный меч. XVI в. Венеция.

Эфес меча


Шпага и дага (кинжал для левой руки) XVII в. Италия

Шпага и дага


Кинжал, нож и шило. XVII в. Италия

Кинжал и нож


Пара карманных пистолетов с кремневыми замками. 1670-1680 гг. Италия

Пистолеты


Конский намордник. XVI в.

Конский намордник


Боевой шлем "салад". XVI в. Италия.

Шлем салад


Рыцарский зал

Конные рыцари

 

 Комментируй


  •  Kettik.kz ( 0 )

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)


Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи