Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

Грузия 2019. Уплисцихе.

Категория: Грузия

Уплисцихе с грузинского переводится как «городская крепость»- это один из первых городов Грузии, возник в конце II-ого — начале I тысячелетия до н.э. Жители при возведении своих жилищ воспользовались, возможно, самым трудоемким способом строительства, но зато самым экономичным. Они высекали жилье в скальном песчаниковом массиве. Не надо привозить и изготавливать стройматериалы, все под рукой. На протяжении нескольких тысячелетий город жил, испытывая спады и подъемы, возводя новые помещения в скалах, украшая их соответственно требованиям времени. В период расцвета древнего города он включал в себя около 700 пещер, до сегодняшнего дня из них сохранилось только 150. Окончательно люди покинули это место уже в 19 веке.

Когда мы подъехали к огромному скальному массиву, время подходило к обеду и наш автобусик притормозил у ресторанчика под названием «Гамарджоба». Гид объяснил, что после экскурсии предполагается обед, правда, платить придется самим, а чтобы долго не ждать, необходимо заранее заказать блюда, которые хотели бы попробовать. После того как все пожелания были записаны, мы отправились смотреть древний город.

С другой стороны дороги почти вертикально поднимались скалы.

Ну вот мы и у подножия древнего города.

Перед тем, как начать восхождение к пещерам, мы попали в небольшой музей с археологическими находками, обнаруженными во время раскопок.

Эта оригинальная скульптура на камне — кавказская горная ящерица агама, но выполнена она из тонкой проволочной строительной сетки. На вид настолько эфемерная, что кажется сделана из паутины. Автор произведения Кети Мелкадзе. Никогда бы не додумалась, что из такого утилитарного материала с помощью плоскогубцев женщина может создать такие необыкновенные произведения искусства!

В музее дизайнеры тоже неформально подошли к оформлению археологического наследия древнего городского поселения. В длинных невысоких витринах, причудливо изгибающихся по залу, расположились находки от более древних к более поздним культурным слоям. В основном, конечно, это посуда разных форм, размеров, назначения и различной степени сохранности.

Есть даже глазурованная с ярким рисунком, но дошли они до нас лишь в виде черепков.

Целая витрина ювелирных изысков, украшавших красавиц древности.

Есть изделия для украшения пещерных интерьеров.

В этикетке к этому экспонату написано — «обсидиан», то есть вулканическое стекло. Твердый и острый в сколах камень использовался для изготовления ножей, топоров, скребков, наконечников стрел еще в палеолите.

Эта дорога, подходящая к городу с юго-востока называлась «священной» и вела к главным городским воротам, которые теперь отсутствуют.

Зато с площади, где они когда-то были, смонтированы металлические лесенки. В древности этот путь преодолевать приходилось гораздо сложнее. Отсюда началось наше восхождение к верхнему городу.

Чем выше поднимались, тем красивей виды открывались.

Первая пещера, в которую мы попали на информационной табличке названа «трехстенным храмом», что соответствует действительности. Храм открыт с одной стороны всем ветрам.

При входе в него справа высечено человеческое лицо, изрядно сглаженное природными факторами. Мне показалось что оно монголоидного типа.

Вот мы и добрались до «верхнего города».

Места раскопок закрыли крышей, видимо, работы еще не закончены.

А мы поднимаемся все выше… Расцвет Уплисцихе приходится на, так называемый, эллинистический период. В это время в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений: храмов, общественных и жилых помещений. Сооружены стены, в местах, где город мало защищен природными скальными обрывами. Налажено водоснабжение и сооружены водостоки.

Храм Маквлиани или зал с ежевикой — это самый крупный из сохранившихся храмов той эпохи (300 кв.м).

Потолок основного зала этого храма древние мастера даже пытались украсить, хоть и не достаточно изящно, но все-таки…

Из этого зала есть вход в еще одно помещение. Гарь на стенах и потолке (как пояснил нам гид) не от пожарищ древности, а от того, что местные пастухи уже после того как жители покинули город, использовали помещения для укрытия от непогоды своих отар, жгли костры, чтобы согреться и не всегда дрова, чаще автомобильные покрышки.

За этим круглым лазом еще одно небольшое помещение, вернее, ниша, видимо, для хранения каких-то предметов.

Этот потолок полукруглого свода храма «с кессонами» тоже из эллинистической эпохи, но рисунок украшающий его более сложен и выполнен с большим мастерством. Песчаник — порода легко поддающаяся обработке, поэтому в ней можно создать такой ажурный рисунок, но к сожаленью и разрушению он больше подвержен, чем изверженные породы.

Смотрю я на эти сооружения и думаю: чего ради люди тысячелетиями жили в таком месте? Неимоверным трудом выдалбливая в скале себе жилье и храмы. Чтобы построить мало-мальскую стенку на выступе, нужно было еще выдолбить на почти вертикальной стене ступени, чтоб подняться самим и затащить туда стройматериал. Кроме того, голые скалы летом нагреваются, в иных местах, защищенных от ветра, мы чувствовали себя как на сковородке, а на высоких местах порывы ветра шлифуют песком, выбиваемым из того же песчаника, поверхность скалы, бросают песок в лицо, срывают платки и шляпы. А зимой, скорее всего, на скалах образуется наледь из утреннего тумана. От этих думок становится неприютно. Неужели только в целях безопасности они здесь селились или считали место святым? В любом случае я им сочувствую.

Ну вот хоть на одном снимке появилась зелень.

Вот интересно, прочитала, что население города в период расцвета достигало 20 тыс. человек, а из водных ресурсов описывается только глубокий колодец, куда поступала вода из Куры и родник в скальном массиве, откуда были проложены каменные трубы общей протяженностью до 5 км. Наверное, еще вот такие ямки специально выдалбливали для сбора атмосферных осадков.

Один из языческих храмов еще в Х веке был переделан в царские покои и в устных преданиях жителей города называется залом «царицы Тамары», некоторые источники утверждают, что здесь происходила ее коронация в 1178 году, но в другая статья Википедии о посещении царицей Уплисцихе более осторожно сообщает, что «мнения учёных на этот счёт расходятся».

По соседству с залом царицы находится помещение винохранилища — марани. Считается, что вино в Уплисцихе производилось только для ритуального потребления и считалось священным, поскольку виноград завозили сюда издалека, так как до монгольских набегов XIII-XIV веков вокруг города росли густые леса, которые были сожжены завоевателями.

Есть здесь и давильня для винограда с системой канавок, по которым стекал сок и наполнял эти сосуды, но этих ям и канав понарыто столько, что я, наверное, прошла мимо этого сооружения, не обратив внимания на него.

А это уже совсем интересное помещение — древняя аптека. Эти полочки из тесаного камня — своеобразный шкаф для хранения лекарств. При исследовании пыли из ячеек, в них были обнаружены частицы лекарственных трав и других снадобий.

А это руины трехнефной базилики. Вернее, на этом месте до 337 года был большой храм у главной площади, из которого сделали христианскую базилику.

Яма, прикрытая решеткой, на территории христианского храма это — ботрос. Она сохранилась от предыдущего языческого храма. Такие ямы использовались для жертвоприношений хтоническим богам («порождение земли»), которые были олицетворением дикой природной силы земли и подземного царства. Основой этого культа было чувство страха перед неизвестностью, ожидаемой людей после смерти. Для этих богов не строили храмов, их ни о чем не просили, их задабривали жертвами, чтобы они ни коим образом не вмешивались в дела людей. В мифологии Одиссей выкапывает «одну для возлияния мертвых в подземном мире — сначала мед и молоко, затем вино, затем вода»- это самое любимое лакомство хтонических богов. Но приносились и животные жертвы, а ботросы использовались для сбора крови жертвенных животных, которые были убиты над ними, что, как считалось, привлекало духов мертвых.

Уплисцихе долгое время оставался оплотом язычников, но в конце концов и сюда пришло христианство. В Х веке храм Солнца, еще со времен древнего Иберийского царства возвышавшийся на вершине горы, был разрушен и на его месте абхазами, правившими в то время здесь, была построена церковь Уплисцули (сын владыки), освященная в честь Святого Георгия. Все время своего существования она была действующей, и сейчас в ней проходят богослужения.

Её интерьер и настенная роспись были уничтожены еще в XIX веке, похоже с тех пор все так и осталось. На стенах сохранились автографы солдат и офицеров частей русской армии, стоявших в окрестностях города еще в 1848-49 годах.

Икона Святого покровителя Грузии Георгия Победоносца. Судя по остаткам синих панелей, все-таки советский дизайн коснулся этих древних стен.

Это помещение с сохранившимися резными колоннами находится немного западнее Уплисцули и называется «Одноколонным залом». Остатки резных колонн имеются и в других залах, например, в зале царицы Тамары, но из-за малой прочности песчаника они разрушились, а здесь колонны сохранили свой первозданный вид.

Еще один примечательный зал, так называемый «Зал с высокими седалищами». Тут и я уже приустала, общий вид зала не запечатлела. Видимо, это зал для заседаний или собраний. Высеченные вдоль стен полки имеют высоту над полом больше метра. Чтобы посидеть на этих «седалищах», нужно еще изловчиться.

А вот потолок сделан искусно.

Ну и, наконец, последний «Красный зал». Вход в зал имеет вид обычной естественной пещеры, но внутри помещение правильной прямоугольной формы с резным потолком, стены с нишами и пилястрами. Красным он назван из-за просвечивающей на потолке красной краски.

Ну вот и закончилось наше путешествие по древнему пещерному городу Уплисцихе. Покидали мы его по подземному тоннелю, который выходит на берег Куры.

В одной из статей вычитала, что тоннель этот похож на естественную пещеру, но мне совсем так не показалось. Глядя вниз, ясно видны довольно правильные кольца, почти как тюбинги в метро. Нет, это явно работа человеческих рук, причем очень хорошая работа, так все рассчитано и зачищено, что нет никаких вывалов и обрушений, хотя порода не очень прочная.

Наступило время обеда и мы вернулись к кафе. За столиками на открытом воздухе сидеть было прохладно и неуютно при сильном ветре, поэтому все потянулись к беседке, где проемы были затянуты пленкой. Мы заказывали рулетики из баклажанов с орехами и люля-кебаб. Из-за того, что сильно хотелось есть, поданные блюда забыла запечатлеть. Баклажаны с орехами съели быстро, а люляки уже с трудом, еле дождались чай. Оказывается для нас чай — самое главное в застолье, и понимаешь это только вдали от дома.

Следующий пункт путешествия — Гори.

 Комментируй


  •  Kettik.kz ( 1 )

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)

m.yezerskiy 08.01.2021 14:54
  Очень интересный рассказ, я получил удовольствие.Спасибо Люда.
 

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи