Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

Николай Рерих

Идея написать о картинах Туркестанской серии Василия Верещагина пришла мне в голову, когда я рассматривал эти картины воочию в Третьяковке. А после этой заметки, я вспомнил, что к нам в Кастеевский музей привозили выставку работ Николая Рериха. И помню какой был ажиотаж, очередь за билетами, восторженные люди в залах.

Картины действительно очень интересные. Сюжетами картин являлись в основном горы, хотя была и древняя история, мифология, религия, мистика. Все это произвело на меня-подростка большое впечатление. Но уже много позже я узнал о его учении и о движении Рерихов и понял истинную причину того ажиотажа. Смотреть приходили не на искусство, а больше просто созерцать "святыни" начертанные рукой гуру. :)

Николай Рерих для меня — художник и путешественник, и я не очень хочу углубляться в эту эзотерическо-мистическую муть, которой он увлекался и часто рисовал. Поэтому для нашего повествования выберем более-менее реальные картины реальных мест и событий.

Первую славу ему принесли картины на славянско-историческую тему. Самая знаменитая из которых наверное "Заморские гости". На ней изображены ладьи варягов, якобы приглашенных править на Русь.

Про старославянскую жизнь у Рериха целая серия картин. Приведу еще пару.

"Ладьи"

Или вот еще древняя вариация на тему бурлаков. "Волок"


Но были и более документальные картины о русской старине.

"Древний Псков".

Картины о древнем Пскове — это эскизы декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка". Можно сравнить то, как представлял себе Псков художник с тем, как Псков выглядит сейчас. Местами он не очень изменился :)


Сам Рерих писал:

"Никакой музей, никакая книга не дадут право изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, необъяснимое словами, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы везде горы, вода всюду вода, небо везде небо, люди везде люди. Но тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать."

Горы Николай Константинович рисовал очень оригинально — без особой прорисовки, но при этом очень чувственно и красиво. Хотя возможно, что некоторые картины здесь кисти не Николая Константиновича, а Святослава Николаевича Рериха — сына художника.

Вот, например кавказский "Эльбрус"

Иногда не удерживаясь и вплетая в свои рисунки некоторый сюрреализм и символизм. Например вот так:

Или так. "Великий дух Гималаев"


Но самым интересными и красивыми наверное являются картины написанные во время экспедиции по Гималаям. Считается, что по уникальности маршрута и собранным материалам она по праву занимает особое место среди крупнейших экспедиций XX века.

В 1923-м году Николай Рерих со своими компаньонами прибыл на остров Цейлон из США. Маршрут экспедиции пролегал через всю Индию, Синьцзян, Алтай, Сибирь и обратно через Монголию и Тибет.

Картины конечно расставлены здесь не в порядке продвижения экспедиции, а как получилось, но начнем с начала. "Аравийское море". То же море мы все видели в Гоа.


По дороге был еще индийский штат Гуджарат, где Рерих изобразил Священную гору Гирнар, высота которой всего 945 метров. Но в этом штате — это самая высокая точка.


Но первая большая остановка экспедиции была в Сиккиме. Это штат на северо-востоке Индии в Гималаях на границе с Непалом и Бутаном, в настоящее время имеющий самую маленькую плотность населения. Наверняка он и тогда был малонаселенным. И как весь север Индии, этот штат в основном буддийский, а не индуистский или мусульманский.

В принципе изучение буддийских учений и святынь и было целью остановки в Сиккиме. "Этюд с образом Майтреи, высеченным на скале"


"Все 17 вершин Гималаев сияют над Сиккимом. С запада к востоку: Канг, Джану, Малый Кабру, Кабру, Доумпик, Талунг, Канченджанга, Пандим, Джубони, Симву, Нарсинг, Синиолчу, Пакичу, Чомомо, Лама Андем, Канченджау. Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая."

Хотя на самом деле Канченджау — это целый хребет, тянущийся вдоль границы Индии и Непала.


Далее экспедиция направилась на северо-запад в Пенджаб и Кашмир.


Особенно интересно в картинах Рериха смотреть на краски.


После Сиккима экспедиция вдоль хребта Канченджау направилась в Кашмир и Пенджаб.


"Северный Пенджаб дает массу исторического материала, как по древнейшей эпохе Индии, в Харапа, на севере Лахора, также и по индийскому средневековью от восьмого века нашей эры… Также насыщены древностью и области Кашмира."

Места такие же гористые. Те же Гималаи.


Но тут множество буддийских монастырей. И архитектура похожа на тибетскую.

Некоторые постройки впечатляют своими размерами и величественностью.

Некоторые деревни ютятся на склонах.

Есть монастыри прямо вырубленные в скалах.


Вот еще две интересные картины. Горная деревня на фоне гор.

Горная деревня на фоне долины.


В горах встречаются наскальные рисунки. Совсем древние — неолитические. 

И поновее — буддийские.


По пути продвижения в горы создавались различные пейзажи.


Но горные пейзажи бывают разные. Особенно в такой большой горной стране, как Гималаи.

Межгорные равнины.

Широкие ущелья.

Предгорья.

Безжизненные скалы.

И даже болота в центре горной страны.


"Вся область Гималаев представляет исключительное поле для научных исследований. Нигде в мире не могут быть собраны воедино такие разнообразные условия. Высочайшие вершины до 30 000 футов, озера на 15—16 000 футах; глубокие долины с гейзерами и прочими минеральными горячими и холодными источниками; самая неожиданная растительность — все это служит залогом новых научных нахождений чрезвычайной важности. Если иметь возможность сопоставить научно условия Гималаев с нагорьями других частей света, то какие поучительные аналогии и антитезы могут возникнуть! Гималаи — это место для искреннего ученого."


По пути из Кашмира на север экспедиции пришлось преодолеть несколько перевалов — Кардонг, Караул-даван, Сассер, Депсанг, Каракорум, Сугет и Санджу. 


На Тибете интерес вызывают даже не сами горы, а именно вплетение архитектуры в эти горы. Монастыри и замки на скалах.


Хотя обычные для Тибета деревни тоже по своему интересны.


"Рассказать красоту этого многодневного снежного царства невозможно. Такое разнообразие, такая выразительность очертаний, такие фантастические города, такие многоцветные ручьи и потоки и такие памятные пурпуровые и лунные скалы."

И конечно жемчужина Гималаев — высочайшая вершина мира — Джомолунгма.


Основной конечно целью экспедиции были не горы, а буддийские памятники


Из Гималаев путешественники направились в Синцзянь, а оттуда в Монголию.


Монголия — тоже буддийская страна.

Хотя тут встречаются и языческие памятники


Так же где-то здесь художник увидел и наших кочевников. "Каракиргизы". Но судя по всему — это кладбище.


Далее экспедиция отправилась на российский Алтай, так же населенный в основном буддистами. Но еще и староверами.

Эта картина является декорацией к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт". Но очень похоже на Алтай. "Избушка в горах"


Заезд Рериха в Москву, который почему-то всегда описывается, как часть Центрально-Азиатской экспедиции по-моему не интересен, а поэтому на этом всё…

Кому интересно подробнее, то можно почитать путевой дневник экспедиции "Алтай-Гималаи", а так же книгу Николая Рериха "Сердце Азии"


Просмотреть увеличенную карту

 Комментируй


  •  Kettik.kz ( 1 )

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)

Фарида Джубаева 20.02.2012 22:30
  Артем, спасибо за интересный рассказ. Рерих, конечно, гениален. Даже по репродукциям его полотна производят огромное впечатление. 
 

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи