Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

Решили мы в очередные выходные устроить экскурсию в Иссык — пригород Алматы. Программа была следующей — музей на Иссыкских курганах и Иссыкское озеро.

Сакские курганы в Казахстане не редкость. Здесь уже писалось о том, что они есть даже в городе Алматы (в Тастаке). А по дороге в Иссык их вообще огромное множество. Мы как-то по студенчеству зимой ездили с них на полиэтилене кататься. Практически все курганы разграблены еще в древности. Чаще всего в них ничего особенно интересного для археологов нет.

Но однажды в 1969-м году в одном из курганов нашли Золотого человека. Сакского воина из племени тиграхауд (скифы в остроконечных шапках) в золотых доспехах. Этот воин и стал самой ценной археологической находкой в Казахстане. Его образ теперь популяризован в символике нашей страны — монумент Независимости в Алматы украшает очень похожая фигура, стоящая на спине барса.

На месте раскопок не так давно построили новый музей, который мы и решили посетить.

Государственный историко-культурный заповедник-музей "Иссык"


Довольно большое здание.

Но как оказалось из всего здания сам музей занимает только две небольшие комнаты. Билет стоит 100 тенге с человека. Фотографировать запрещено, но за 500 тенге можно сфотографироваться на фоне экспозиции. Мы решили, что наши фотографии на фоне экспозиции никому не нужны.

Основу композиции в первой комнате составляет копия Золотого человека, оригинал которого был перевезен из питерского Эрмитажа в Астану и теперь стоит там. Остальное — копии золотых изделий сакского периода, немного древней керамики и оружия, элементы конского доспеха.

Во второй комнате основа композиции — модель сакского кургана в разрезе и немного личных вещей и фотографий археологов. В том числе фотографии Бекена-ага — того самого человека, который нашел Сакского воина в золотых доспехах. Бекен-ага — очень интересный человек. В конце девяностых я видел его на выставке Adventures Asia, где он с трибуны говорил о том, что он в свои годы недавно сдал все нормативы и получил значок "Жас турист" (Юный турист), а все директора наших тур фирм разжирели и сами не смогут пройти по тем маршрутам, которые предлагают клиентам. Кстати именно он и был тем человеком, который настоял на создании этого музея.


Осмотр экспозиции не занял у нас и десяти минут. Мы дольше фотографировали клумбу перед музеем.

Розы по причине августа уже были не особо радующими глаз, хотя еще и не совсем уж завявшими. А вот целлозия была в самом выгодном состоянии.

Забавное растение. Еще его называют метелкой.

И еще один цветочек.


Вокруг музея разбросаны те самые сакские курганы, которые и стали причиной создания этого музея.

У всех курганов скопана верхушка. Их разграбили еще в древности. Счастьем археологов оказалось то, что Золотого воина похоронили не в центре кургана, а так сказать подхоронили немного сбоку. Потому грабители его и не нашли. Они раскопали центральное погребение, как и на всех остальных курганах. А более позднее боковое захоронение не нашли.

На многих уже выросли деревья.


Проехав сквозь городок Иссык мы углубились в горы. От города до озера примерно 12 километров по хорошей дороге. Правда иногда довольно круто в гору и серпантины, но это дело привычное. Въезд в Иле-Алатауский Национальный парк стоит 350 тенге с человека. Непонятно на что идут эти деньги, но платить приходится, потому что иначе не заедешь.


По дороге несколько раз останавливались. Остатки былой советской роскоши.

Развалины. Куда ведет эта полуразрушенная лесенка — не знаем.


А вот напротив этой лесенки вполне нормально сохранился комплекс неизвестно чего. Может это такая огромная автобусная остановка? Ну во всяком случае по архитектуре — похоже.

Лестница наверх натолкнула меня на мысль, что с крыши этого сооружения, что оттуда открывается какой-то вид.

Оказалось что вид оттуда открывается только на мою машину.

Но когда я уже хотел спускаться, я заметил полуразвалившиеся ступеньки ведущие с этой крыши вверх по склону. Лестница петляла сквозь кусты.

А приводит эта лестница к вот этой вышке, которая стоит тут очень давно. Вот с нее наверное действительно открывается какой-то вид, но наверх я не полез, погода портилась, да и в машине меня ждали. Хотя лестница открыта, никто эту вышку не охраняет.


Еще есть несколько обзорных площадок на самой дороге. С них обычно открывается вид на ущелье.

Это вид на плотину озера

Внизу строят скорее всего электростанцию.


Растительность вдоль дороги тоже бывает интересной. Цветущий куст.

И вот еще абсолютно нетипичная для этих мест сосна.

Возле нее фотографируются все подряд.


Плакаты на дороге предупреждают, что здесь селеопасно

Почему-то на той стороне, где идет дорога — довольно буйная растительность.

А остальные склоны почти голые.

Дорога


Ну и наконец-то само озеро.

Говорят, что это озеро имеет почти уникальный цвет. Цвет конечно красивый — темнее, чем Большое Алматинское, светлее, чем Кольсай.

Хотя в в 2005-м году в июне я видел это озеро совсем в другом цвете. Не очень красивом.


Несколько фотографий озера

На этой фотографии цвет у озера вообще потрясающий


Горы вокруг тоже очень красивые

Пики скрываются в облаках


Вода в озере при ближайшем рассмотрении немного белёсая.

Особенно это заметно в реке


Возле плотины увидели небольшой водоворот


Сама плотина, которая построена после селя 63-го года взамен природной.


Там где речка впадает в озеро большое каменистое поле.

После того, как прошел страшный сель и природную плотину снесло, уровень озера никогда не поднимался выше 50% от старого состояния — ученые боятся новой катастрофы. И это каменное поле — бывшее дно.

На нем уже выросли деревья. Из тех, что растут относительно быстро — например, тополь-свечка.

Остальная растительность подбирается к нынешнему берегу подбирается медленно.

Но как говорится в советском фильме "И на камнях растут деревья". А у нас цветы. Правда редко.


По берегу отдыхает довольно много народу. Вот джип нырнул в реку.

В основном все отдыхают прилично. А некоторые излишне весело.


Дурацкая местная традиция вязать тряпочки на деревья тут тоже ярко выражена. Вот на иве.

Облепиха тоже не избежала этой участи


Вот с чем у нас в горах нет проблем, так это с колючками. Чертополох может быть символом Казахстана, так же как и Шотландии.


А теперь опять озеро.


А затем мы заметили, что на горе стоит крест.

И естественно полезли смотреть к чему он тут поставлен. Попутно сфотографировали с вершины несколько видов.

И вид в другую сторону. За плотину


Теперь вернемся к кресту. Он поставлен в память погибших при катастрофическом селе, прошедшем тут 7-го июля 1963-го года.

Независимо от того, что большинство погибших были комсомольцы, коммунисты и атеисты — православных как обычно это не сильно волнует. Орфографические ошибки на досках вообще бесят. Особенно когда речь идет о трагических событиях.

Количество жертв при Союзе как всегда не афишировалось, но говорят что их было очень много. Озеро было местом паломничества туристов со всего Союза и как раз был самый сезон. Грязекаменный поток смыл все дома отдыха и палаточные городки и почти два ряда домов городе, которые стояли вдоль реки.


Есть пара видео, которые сняты до селя и рассказывают о том, каким было это озеро до катастрофы.


Ну и после этого мы поехали вниз

 Комментируй


  •  11 комментариев

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)

Артем Садовский 18.07.2014 19:52
  Я даю ту информацию, которую мне предоставили сотрудники музея в момент посещения. "500 тенге и можно фотографироваться на фоне экспозиции". Мне такие фотографии не нужны. И 500 тенге мне жалко :)
 
Оянгер 18.07.2014 09:53
  Спасибо большое, что посветили наш музей. Но, Вы даете не правильную информацию. В музее можно бесплатно фотографироваться возле карты и возле Золотого человека. Экскурсия - платная. Наверное, Вы больше фотограф,кот. любить природу нежели историю. Если учесть, что бывают экспозиции или даже музеи одного предмета, то у нас есть на что посмотреть. Конечно это дело вкуса. У нас бывают разные посетители. Некоторые по полчаса разглядывают один предмет, другие действительно за 10 минут могут посмотреть весь музей. Спасибо.
 
Namaida 17.07.2014 01:56
  Автор прав ! Смотреть в вашем музее особо нечего. Тоже самое и на страничке в контакте. Скучно не интересно. Если ваши основные экспонаты это курганы зачем тогда такой музей строили?
 
Галия Файзуллина 03.05.2013 15:29
  А пока - можно посмотреть (страничку делают студенты пед. колледжа г. Есик) -https://www.facebook.com/pages/The-State-Historical-Cultural-Museum-Reserve-Issyk/271673349571681?notif_t=page_new_likes
 
Галия Файзуллина 03.05.2013 14:53
  "Скудная" - была. В нашем государстве существует практика создания музеев, в основе которых на момент создания нет коллекций. Но... прошло три года и ситуация поменялась. Приезжайте сами и посмотрите. Тем более - наши основные "экспонаты" - это курганы, а они интересны не только в разное время года, но и в разное время суток (прием импрессионистов - рисовать один и тот же объект в разное время). У меня есть разные альбомы таких фото. И у каждого фотографа (посетителя) может быть такой свой "набор" визуальных впечатлений.
 
Артем Садовский 03.05.2013 14:36
  А я за то, чтобы я публиковал информацию. И это не заблуждения. Экспозиция скудная и мало интересная. Я в этом уверен и мне есть с чем сравнить :) Опять же эта публикация возможно сподвигнет вас написать другую, более интересную. Ну а не сподвигнет - значит так и будет.
 
Галия Файзуллина 03.05.2013 12:51
  Да есть информация и публикации (фото в т.ч.) о музее, в ФБ, например. Скоро будет сайт. Но... моя личная позиция - быть в музее и смотреть на предметы сквозь объектив фотоаппарата - это ... то же самое, что есть уже (извините) жеванную пищу. Тем более, они и так за стеклом в витринах. Самый парадоксальный пример - приехали студенты АГУ, сфотографировались на крыльце (типа - мы мы были в музее) и поехали дальше... Кому? Зачем?.. такое посещение. Например, экскурсантов мы просим убрать все свои фото..- телефоны, расслабиться, отвлечься от мысли - "как я буду выглядеть на фоне экспонатов на страничке в агенте" и попытаться ощутить эпоху саков, почувствовать обаяние предметов и т.д. Кстати, на фоне "Золотого человека" сфотографироваться - разрешается.А теперь в музее ещё есть и интерактив (можно руками трогать фрагменты подлинной керамики,делать копии "петроглифов"). Ну т.д. А обзор ... попробую (когда время будет) сделать "выжимку". Только польза будет только тогда когда люди сами придут в музе и всё сами посмотрят. Я просто против того, чтобы Вы публиковали недостоверную информацию и не делились своим заблуждением с другими.
 
Артем Садовский 03.05.2013 12:29
  :) Ну если бы там было можно фотографировать, то вероятнее всего было бы подробнее. А платить 500 тенге за возможность "фотографироваться на фоне экспозиции" - меня это не устраивает. Если есть желание, напишите хороший и более глубокий обзор про музей на нашем сайте. С фотографиями и описанием. Будет польза и музею, и людям.
 
Галия Файзуллина 03.05.2013 12:14
  Про музей - поверхностно и не достоверно. Основу композиции (экспозиции) в первой комнате (зале) составляет копия (реконструкция) Золотого человека - копии нет, т.к. копия - это точно так же как было, а было - захоронение 2,5 тыс. давности и сохранились только костные останки и золотые бляшки. Акишев с Садомсковым делали реконструкцию, которая в нашем представлении и является "настоящим" Золотым человеком. В общем упомянутого "оригинала, которого был перевезен из питерского Эрмитажа в Астану" - не было. Было подлинное арх. золото, которое в Астане, была первая реконструкция - в Музее археологии (Алматы). (если бы 600 тенге на экскурсию не пожалели бы, то узнали бы и другие подробности). В первом же зале есть подлинное археологическое золото из других курганов, подлинные котлы и керамика. Во втором зале основа композиции – модель сакского кургана в разрезе и немного личных вещей и фотографий археологов. Главное (!) подлинная посуда из кургана "Иссык", так сказать - личные вещи "Золотого человека", подлинный жертвенник (таких в мире - всего 4). А ещё дальше есть выстаква "Лестница памяти" и т.д. В общем - если не "скакть" по верхам, то можно много интересного увидеть и узнать в новом музее.
 
Артем Садовский 01.10.2011 09:39
  На самом деле по-моему сейчас никто точно не знает, какие были последствия селя в цифрах. Простых людей на место катастрофы не пускали, все документы, если они и были - засекречены.
 
Yasya 29.09.2011 14:05
  не знала, что после того селя такие последствия были :(
 

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи